Котельные
комплексы

Производственные
котлы

Бытовые
котлы

Камины
отопительные

Печи
отопительные

Общие правила сжигания топлива (угля) в твердотопливных котлах

Общие правила сжигания топлива в твердотопливных котлах

Сжигание топлива следует вести так, чтобы было достигнуто более полное его сгорание, максимально сокращены всякого рода потери топлива и достигнута высокая температура в топке.

Для поддерживания нормального процесса горения топлива необходимо:

иметь тягу, достаточную для отвода дымовых газов из топочного пространства и поступления воздуха в топку для обеспечения нормального процесса горения;
крупные куски угля и антрацита для сжигания на колосниковой решетке ручного обслуживания разбивать до размера 50…75 мм;
загрузочные дверцы открывать только во время забрасывания топлива, его шурования и при чистке топки;
при заброске топлива регулировать тягу и дутье, своевременно подавать требуемый для горения топлива воздух;
топливо забрасывать одновременно малыми порциями;
поддерживать требуемую толщину слоя топлива равномерно по всей колосниковой решетке;
выравнивание слоя топлива производить забрасыванием угля; в крайних случаях применять скребок, срезая верхушки, не нарушая слоя шлака и кокса; подламывавшие шлакующегося топлива производить в исключительных случаях, когда нельзя выправить процесс горения в топке другими мерами;
при шлаковании топлива усиливать дутье;
по мере накопления золы и шлака увеличивать дутье;
при внезапном и резком уменьшении нагрузки котла выключить дутье и открыть поддувальную и топочную дверцы;
после заброски топлива увеличить дутье;
при синих факелах пламени в топке уменьшить толшину слоя топлива;
при образовании спекшейся «корки» прорезать ее шуровкой, не трогая нижних слоев кокса и шлака;
своевременно удалять из топки золу и шлаки топлива.

При использовании топлива необходимо различать:

сжигание углей, антрацитов и других видов топлива в чистом виде, без примеси спекающихся углей;
сжигание смеси, составляемой из спекающегося угля и неспекающегося топлива (антрацита, тощего, бурого угля, торфа, горючего сланца и т. п.), когда один вид топлива по своему составу и свойствам не отвечает условиям рационального его использования в чистом виде;
сжигание одних спекающихся углей в случаях, когда нет возможности использовать их в смеси с другими видами топлива.

Смеси разных видов топлива должны обеспечивать:

достаточную спекаемость смеси для уменьшения уноса топлива и образования пористых и рыхлых шлаков, что способствует лучшему притоку воздуха в топку котла;
достаточный выход летучих веществ для горения топлива нормальным пламенем при равномерном распределении смеси по всему слою колосниковой решетки;
уменьшение зольности смеси путем смешения менее зольных углей с многозольными;
достижение меньшей плавкости золы путем смещения углей, имеющих тугоплавкую золу, с топливом легкоплавкой золы.

В большинстве случаев смесь готовится из углей двух марок. Одна из марок углей берется с большим выходом летучих веществ или с меньшим содержанием золы и другая — с меньшим выходом летучих веществ или с большим содержанием золы. Одна из этих марок углей должна иметь тугоплавкую золу.

Смесь топлива составляется по весу или объему (тачек или лопат угля), исходя ив следующего процентного соотношения разных видов топлива:

70 % угля марки Г или Д с 30 % антрацита
60 % угля с 40 % бурого угли
40…50 % угля с 60…50 % угля марки Ж
10…20 % угля с 90…80 % угля марки ПС
10…15 % угля с 90…85 % антрацита АРШ
20…25 % угля марки ПЖ или ПС с 80…75 % антрацита АРШ
60…75 % бурого угля с 40…25 % угля марки ПЖ, ПС, СС
65 % бурого угля с 35 % антрацита
75 % любого каменного угля с 25 % горючего сланца
70…60 % угля марки ПЖ или ПС с 30…40 % горючего сланца
70 % торфа с 30 % антрацита или каменного угля
50 % каменноугольного шлама с 50 % антрацита АРШ
60 % торфа с 30 % опилок и 10 % любого угля
60 % любого угля с 40 % опилок.

Например, смесь из 60 % угля марки Г и 40 % бурого угля готовится таким образом:

задаются количеством смеси, допустим 200 кг, из которых уголь марки Г составит 200X0,6— 120 кг и бурый уголь 200 X 0,4 = 80 кг;
насыпается квадратный слой на площадке перед фронтом котла или на площадке склада из 12 лопат угля марки Г (около 80 кг);
на слой угля марки Г насыпается второй слой из 8 лопат бурого угля (около 53 кг);
на слой бурого угля насыпается третий слой из 6 лопат угля марки Г (около 40 кг) и на него насыпается четвертый слой из 4 лопат бурого угля (около 27 кг).

Таким образом, на 18 лопат угля марки Г (или на 120 кг) приходится 12 лопат бурого угля (или 80 кг); составленная из нескольких слоев смесь угля несколько раз перелопачивается на конус следующим порядком:

уголь берется лопатой с основания смеси и насыпается на верхний ее слой; так, повторяя несколько раз, и создают конус угля и тем самым получают относительно однородную смесь угля;
в случае обнаружения в углях кусков размером больше 120 мм необходимо их раздробить до размера 50…75 мм.
Изготовленная таким образом смесь считается пригодной для сжигания в твердотопливных котлах.

Подготовка топки

Перед пуском топки твердотопливного котла необходимо:

произвести тщательный внутренний и наружный осмотр топки и устранить обнаруженные неисправности;
обратить особое внимание на чистку зольника, состояние колосников;
проверить состояние приводов к поворотным колосникам и к дутьевым заслонкам;
проверить состояние дутьевых вентиляторов, дымососов и дымовых шиберов;
проверить плотность воздуховодов и лючков, закрывающих поддувало, и все неплотности (пропуски) устранить.

Внутренний осмотр топки производится только после ее проветривания, для чего необходимо частично открыть шибер за котлом.
Для правильного обслуживания топок котлов специалистам рекомендуется иметь тягомеры для измерения давления воздуха за дутьевым вентилятором и под колосниковой решеткой, а также для измерения разряжения газов в топке и за шибером.
Растопка

Растопка топки производится после полного прекращения ее работы в случаях:

длительной остановки и ее охлаждения для ремонта или консервации твердотопливного котла;
кратковременной остановки и ее охлаждения при временном отключении потребителей тепловой энергии.

После длительной остановки и охлаждения твердотопливного котла рекомендуется прогреть дымоходы (около основания трубы), после чего приступить к розжигу топки.

Растопку топки следует вести медленно, особенно при сырой кирпичной кладке и при холодной воде в системе и котле.

Розжиг топки производится мелко наколотыми дровами. По мере разгорания топлива необходимо забрасывать новые порции угля тонким ровным слоем по всей решетке (размер кусков должен быть не более 50…75 мм), закрыть зольниковую дверцу и дать слабое воздушное дутье. При наличии дымососа его пускают перед включением воздушного дутья. Тягу и дутье регулируют открытием вначале заслонки тяги, а затем заслонки дросселя-клапана, поддерживая минимальное разрежение в топке. По мере разгорания топлива на решетке необходимо усиливать воздушное дутье.
Чистка топки

Основными признаками, указывающими на необходимость чистки топки, являются следующие:

в топке накапливается большое количество золы, которая затрудняет или почти прекращает доступ воздуха в топку;
на поверхности горящего топлива появляются темные пятна, постепенно заволакивающие всю площадь колосниковой решетки;
свеже заброшенное топливо остается черным и в лучшем случае краснеет;
при увеличении дутья слой топлива остается темным, не приобретает яркости и над его поверхностью появляются только синеватые языки пламени.

Подготовка топки к чистке заключается в следующем:

предварительно дожигается слой топлива;
на колосниковой решетке оставляется горящий уголь в количестве, достаточном для заправки топки после ее чистки.

При наличии двух загрузочных дверец подготовку к чистке и самую чистку топки следует производить поочередно через каждую дверцу.

На время чистки топки необходимо выключать дутье, сгрести не сгоревшее топливо на одну из сторон решетки и освободившуюся часть решетки очистить от шлака и золы, затем сгрести на нее раскаленный кокс и очистить вторую половину решетки. После этого разровнять раскаленный кокс по всей колосниковой решетке, забросить свежую порцию топлива и включить дутье.

При решетке с опрокидными колосниками зола проваливается в бункер. Для предохранения колосников и опорных балочек от перегорания шлаковый затвор при чистке топки необходимо держать открытым.